Категории раздела | ||||
---|---|---|---|---|
|
Поиск |
---|
Вопросик |
---|
Mosaikputz |
Друзья сайта |
---|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Главная » Статьи » декор интерьера |
В 1804 году Бонапарт назвался императором Наполеоном I и ввел в моду декоративный стиль ампир с древнеримскими мотивами. Все в этом “стиле империи” прославляло императора. В России ампир закрепился при Александре I: победив в войне 1812 года, русский царь присвоил и стиль “Буонапарте”. С одним важным отличием: в России мотив славы государственной был важнее личности монарха. АрхитектураГлавная архитектурная форма ампира – триумфальная арка. Она самая римская: именно в Риме изобрели арочную конструкцию. Вообще она из архитектурного обихода не исчезала никогда, но ампир сделал арку строже, воинственнее. И солиднее: барочные арки были в основном временными и театральными, а французские в честь побед Наполеона (и русские в честь победы над ним) – это мрамор, гранит и бронзовое литье. Еще один ампирный архитектурный жанр – триумфальная колонна: например Вандомская, отлитая по образцу колонны Трояна из бронзы захваченных под Аустерлицем пушек, и наш Александрийский столп – он выше Вандомской колонны на четыре метра. ИнтерьерГлавные художники французского имперского стиля Шарль Персье и Пьер Фонтен были талантливыми декораторами и употребили свой талант в основном на создание интерьеров и дизайн мебели. В России архитекторам, работавшим в стиле ампир, равно удавались все формы – от мебели до дворцов. Главные “мастера на все руки” – итальянец Карл Росси и француз Огюст Монферран. Единственный русский “многостаночник” – Андрей Воронихин. МатериалыВ 1801 году Персье и Фонтен выпустили книгу “Собрание эскизов для украшения интерьера”, которая послужила образцом для мебельщиков и декораторов всей Европы. Хорошо знали это издание и русские архитекторы. Однако русский ампир не стал точной копией французского – скорее, его вольным переводом. Французскую ампирную мебель, как правило, изготавливали из красного дерева, в отделке активно использовали бронзу и мрамор. Русские мастера вместо заморского дерева махагони (вид красного дерева) использовали для производства мебели карельскую березу, ясень, тополь. Для столешниц с Урала доставляли малахит, лазурит и другие поделочные камни. Роль бронзовых накладок на деревянной мебели исполняла резьба, покрытая позолотой. ДеталиПерсье и Фонтен создали для ампирного декора строгую систему образов: например, пчела, окруженная лавровым венком, обозначала Наполеона, а лебедь – императрицу Жозефину. Французский ампир закончил свое существование вместе с отречением Наполеона от престола в 1814 году. В России он продержался до середины XIX века. Самобытность русского ампира проявилась в деталях: сочетание позолоченной резьбы с деревом, выкрашенным в белый цвет, считается изобретением русских мастеров, как и многоцветная обивка – у французов обивки были в основном однотонными или уж с лавровыми венками.
Египетские мотивыПосле Египетского похода Наполеона в 1797 году в Европе вошел в моду Восток вообще и Древний Египет в частности. Соответственно, мебель покрылась изображениями сфинксов, ибисов и иероглифами. В изделиях русских мебельщиков эти элементы “обрусели”: крылатые сфинксы у стола-консоли бровасты и пышногруды, как наша сказочная птица сирин.
Пальметта и акантДва главных ампирных орнамента имеют разное, но одинаково древнее происхождение. Классический акант, декоративная форма в виде стилизованных листьев или стеблей акантуса – мотив античный. А пальметта, веерообразный орнамент в виде пальмового листа – дань все той же восточно-египетской моде.
Звериные мотивыЕще один верный признак ампира – звериные мотивы. Львы, орлы и змеи, ассоциирующиеся с мужеством, силой и мудростью, были самыми популярными “ампирными” животными. Их стилизованные головы и лапы украшали подлокотники и ножки мебели, а спинки и боковины кресел и диванов нередко имели форму орлиного крыла. КариатидыМебель ампира была архитектурой в миниатюре: классичной, симметричной и суховатой. А кроме того, украшалась такими сугубо архитектурными деталями, как колонны и кариатиды. На их деревянных или бронзовых плечах покоится большая часть всех столешниц, изготовленных в эпоху ампира, – настолько архитекторы и мебельщики этого периода любили девушек в туниках.
Лавровый венокЛавровый венок – универсальный символ триумфа, победы и власти. Имперский стиль, конечно же, не мог не воспользоваться таким понятным образом. Изображая лавр, художник всегда имел в виду императора. Александра I предпочитали увенчивать “портретно”. А Наполеона узнавали даже по пчеле.
| |
Просмотров: 920
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |